С проблемой пропуска букв при написании сталкивается большое количество учителей и родителей первоклассников. Чаще всего это возникает по двум причинам.
Первая связана с поведением ребенка на уроке. Если он недисциплинирован и всё время отвлекается, значит, не успевает воспринимать всю информацию, которую дает учитель. В нашем случае – диктуемые слова, поэтому пишет их обрывками, которые смог запомнить.
Но, если ребенок прилежен, внимателен, дело совсем в другом, и трудности могут быть вызваны рядом логопедических причин. В каждом конкретном случае они разные, но все связаны с формированием «образа слова». Под данным определением понимается единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает) и графической (как пишется) природы слова. То есть перед написанием ребёнок должен осознавать слово по всем этим трём параметрам.
В противном случае возникают следующие трудности:
- первый раз слышу это слово;
- слово слышал, но не знаю, что оно значит;
- слышал, знаю, что обозначает, но ни разу не встречал написанным.
Чтобы определить, по какой из двух указанных выше причин ребенок пропускает буквы, достаточно обратить внимание на соответствие между возникновением подобных ошибок и формой работы (диктант, списывание, словообразование).
Множественные несистематические пропуски букв при диктантах и списывании это уже отсутствие внимания у школьника.
Логопедические причины – ошибки наблюдаются в конкретных звуках и местах слов.
Упражнения и игры для профилактики и коррекции пропуска букв
Первым делом следует определить, какие именно звуки не слышит ребенок, а значит пропускает обозначающие их буквы при письме. После их нахождения, чаще всего это гласные, еще раз повторяем с ним, как они произносятся.
В педагогической практике существует несколько игр (их также используют в своем работе логопеды) на нахождение звука.
Игра «Найди звук»
Для примера возьмем звук [а] (берете тот, с которым у ребенка проблемы), вы произносите ряд разных звуков — [и], [с], [у], [а] и так далее, когда он слышит нужный звук, хлопает в ладоши. Пусть сначала это будут отдельные звуки, потом начинайте медленно проговаривать слова, а затем уже и целые предложения.
Игра «Угадай слово»
Ребенок загадывает любое слово и говорит вам звуки, из которых оно состоит. Вы должны его угадать, а после проговорить все звуки вместе с ребенком.
Игра «Назови слова на букву …»
Вы с ребенком по очереди называете слова, начинающиеся с буквы, которую он пропускает. Если буква при написании теряется в середине или конце слова, то правила можно изменить, называя слова, содержащие указанную букву в данных частях.
Игра ««Один или два»
Называем звуки (например, [па], [л], [му], [н], [а]), а ребенок показывает на пальчиках, карточках или записывает цифру, сколько звуков он услышал. Или, наоборот, прохлопываем, показываем количество звуков, а ребенок выбирает и произносит заданное количество звуков.
Упражнение «Превращение слов»
Задаются определенные пары слов: слон – клон, пена – пенал, мушка – пушка, кошка – крошка и другие. А ребёнок старается объяснить, каким образом и в какой части слова произошло изменение (превращение). Далее можно составить подобные пары вместе.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
- С началом занятий, после многочисленных двоек и неприятных разговоров дома, он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
- Откажитесь от проверок скорости чтения.
- Нельзя давать упражнения на исправление ошибок в тексте.
- Не надо давать большие тексты. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественно, внимательно разбирая каждое слово.
- Не стоит сильно хватить за небольшой прогресс. Лучше не ругать, если что-то не получается сразу. Не показывайте ребенку своих сильных эмоций, не злитесь и не радуйтесь очень бурно. Лучшее состояние – это спокойствие и уверенность в успехе.
Главное – заниматься с ребенком нужно каждый день, помогая и поправляя его ошибки. Не оставляйте эту проблему без внимания, так как она может привести к серьезной задержке в обучении и психологическим расстройствам у первоклассника
При нарушении фонетического слуха рекомендованы занятия с логопедом.