Когда я училась во втором классе, у меня появлялись мурашки при одной только мысли о таблице умножения. Ведь «зубрить» её наизусть – это была мука. Целыми вечерами я просиживала дома с обложкой от тетради и учила, учила, учила…
И вот недавно мне самой предстояло помочь второкласснику в изучении таблицы умножения. Зная из собственного опыта – «зубрёжка» не самый эффективный метод в её запоминании, так как она требует много времени и терпения, что не всегда есть у младшего школьника, мы пошли немного другим путем.
Итак, расскажу вам свои методы по «укрощению» этой страшной таблицы. До того, как по школьной программе математики начинается изучение таблицы умножения, дети уже хорошо складывают и вычитают. Поэтому своё объяснение таблицы я начала со сложения, а именно разобрала вместе с ребёнком, что же такое умножение и как его можно заменить сложением.
Начали мы с самого простого – с умножения на два. Таблица на два была выучена за два дня, заодно и повторили, что такое чётные числа. Далее, немного перепрыгнув, преступили к умножению на четыре. Продолжая тему четных чисел и кратности, разобрали каждый пример из столбика, а потом с легкостью выучили весь столбик. То же самое было и с примерами умножения на восемь. После перешли к столбику на пять, здесь тоже не возникло проблем, так как очень легко запоминать числа, кратные пяти.
Пройдя четыре столбика, остановились на закреплении полученных знаний и поиграли вот в какую игру: я кидаю мячик и говорю пример «5×6» (или любой другой из выученных), а ребёнок кидает мне мяч обратно, говоря ответ. В такую игру можно играть и после изучения какого-то одного столбика.
Приступаем к изучению таблицы на 3 и 6, также говорим о кратности. Если при умножении, например «6×7» ребенок забыл ответ, тогда возвращаемся на шаг (или на несколько шагов) назад до ближайшего известного нам ответа «6×6=36» и вспоминаем сложение. То есть к 36 прибавляем 6 и получаем ответ, «6×7= 36+6= 42». Выучив такой приём, ребенок будет быстро вспоминать ответы.
Заключительным этапом будет умножение на девять, здесь также можно использовать приём умножения на 10. То число, которое мы хотим умножить на 9 сначала умножаем на 10, а потом отнимаем это же число. Например, «7×9=7×10-7=70-7=63», «4×9=4×10-4=40-4=36». Но такие приёмы используются только в случаях, если ребёнок хорошо умеет складывать и вычитать в уме, иначе он может запутаться.
После каждой ступени изучения отводите день на закрепление полученной информации, так как именно во сне обрабатываются и усваиваются все полученные знания. После изучения повторяйте таблицу при каждой удобной возможности: идя гулять или в магазин, давая сладости или игрушки, спрашивайте сначала правильный ответ на тот или иной пример.
Удачи вам и помните, работа с ребенком требует терпения и целеустремлённости, и результат не заставит себя долго ждать.